Проблемы бортового питания или запуска автомобиля вызывают вопрос: как проверить аккумулятор мультиметром или тестером на зарядку. Это несложная проверка, но у нее есть ряд тонкостей, которые важно учесть для получения результата. Кратко рассказываем, как проверяют аккумулятор прибором вне сервиса, когда у вас нет доступа к специальному профессиональному оборудованию.
Что учесть для правильной проверки емкости аккумулятора
Состояние АКБ можно косвенно оценить по базовому параметру — напряжению под нагрузкой и без нагрузки. В целом при быстрой проверке именно показатель напряжения позволяет судить о том, насколько батарея заряжена или способна держать заряд. На что следует обратить внимание в первую очередь:
- проверка напряжения производится при отключенном от бортового питания плюсовом контакте батареи;
- при проверке с зарядкой от генератора повышенное напряжение указывает на проблему с батареей, пониженное — на проблему генератора или схему зарядки;
- проверить сопротивление аккумулятора мультиметром имеет смысл, если вы сомневаетесь в состоянии батареи — деградация приводит к росту сопротивления при зарядке и разрядке;
- проверка мультиметром дает не самый точный результат, для всех видов аккумуляторов существуют профессиональные измерительные приборы.
Мультиметр или тестер позволяют снять показания по току, напряжению, сопротивлению на данный момент, а это не всегда отражает полную картину состояния батареи.
Проверка тестером (мультиметром) автомобильного аккумулятора
Технически для чистой проверки необходимо присоединить клеммы мультиметра к аккумулятору (красную на плюс) и снять показания напряжения. Если прибор показывает 12,7 В - 13,2 В, то заряд находится в пределах нормы. При напряжении 12 В АКБ разряжена, при 11 В стоит подумать о замене аккумулятора.
Проверка под нагрузкой или с нагрузочной вилкой подразумевает своего рода испытания батареи в работе — присоединенная вилка или потребитель примерно на 40 Вт имитируют запуск машины стартером. Если после 3 - 5 минут под нагрузкой напряжение батареи не восстановилось до 12,4 В, то стоит подумать о ее замене. При замере аккумулятора с нагрузочной вилкой током 100 - 200 А фиксируется кратковременное падение напряжения. Если оно ушло ниже 9 В, то это можно считать признаком глубокого разряда. Батарея должна восстановиться до нормального напряжения после снятия нагрузки. При устойчивом падении напряжения и отсутствии восстановления ее нужно тестировать на профессиональном оборудовании и, вероятнее всего, менять.
Как проверить мультиметром аккумулятор шуруповерта
Здесь расчеты немного сложнее, так как в шуруповертах используются разные типы АКБ и разные пороги напряжения. Обычно это диапазоны 12, 18, 24, 36 В. Так как аккумулятор шуруповерта сборный, то есть разница в напряжении на одной банке в зависимости от электрохимического типа.
В аккумуляторе Li-ion минимальным считается напряжение 2,5 - 2,75 В, номинальным 3,6 - 3,7 В, максимальным 4,2 В на каждой банке. Маркировка указывает на номинальное напряжение, значит, если это 18 В номинала (последовательное подключение банок), то 5 элементов по 4,2 после полной зарядки дадут 21 В, в разряженном состоянии — 11 В.
У аккумуляторов Ni-Cd, NiMH номинал напряжения 1,2 В, максимум 1,4 В, минимум — 1 В. Расчет по количеству элементов такой же, как описано выше.
Некоторые тонкости проверки аккумуляторов мультиметром и тестером
Проверять мультиметром аккумуляторы гаджетов сложнее, так как не все батареи сейчас съемные. Необходимо использовать USB-тестеры и профессиональное оборудование. В остальном проверка такая же, как описано выше. Важная особенность аккумуляторов с установленной платой защиты — этот компонент при проверке может воспринять тестер (мультиметр) как нагрузку и ограничить напряжение/ток, результат будет неточным.
Описанные способы измерения аккумуляторов мультиметром дают приблизительный результат. Это не полноценное тестирование батареи на все параметры и общее состояние. Для таких задач нужно иметь профессиональное оборудование.